Рецензия. Алекс Бэттлер. Мирология. Том I. Введение в мирологию. Москва: ИТРК, 2014. – 256 с.
Рецензия
Алекс Бэттлер. Мирология. Том I. Введение в мирологию. Москва: ИТРК, 2014. – 256 с.
В этой книге необычно все. И название, и содержание, и манера изложения. И, наконец, сам автор с уникальной биографией.
Начну с последнего: Алекс Бэттлер (Alex Battler) – русский по происхождению, канадец по гражданству, ныне проживающий в США (Нью-Йорк). Творческая биография детально представлена на его русском сайте olegarin.com, где указаны весомые позиции в профессии: доктор исторических наук, работал в должности профессора политологии, экономики и международных отношений во многих высших учебных заведениях России, Канады, Японии, автор около 450 статей и 27 книг. Диапазон интересов этого автора тоже впечатляет: от международных отношений до проблем в естествознании – в космогонии, биологии и психологии. Более того, что особенно удивляет, Бэттлер постоянно подчеркивает, что он марксист крайне левых убеждений, и что именно марксизм как лучшая исследовательская методология положен в основу его научных изысканий. Я бы сказал, что это некая научная смелость современного времени, когда даже само слово «марксист» звучит порой как ругательство или издевка.
В любом случае, как бы читатель ни относился к марксистским взглядам Бэттлера, он должен знать, что здесь он имеет дело с трудом, который не имеет аналога в современной литературе на международные темы.
Главный вопрос всех времен и народов: куда движется человечество, совершенно неожиданно приобрел свою научную оболочку в странном слове «Мирология», обозначенное как наука о мире. Судя по авторской аннотации, раскрытие «Мирологии» предполагает обширные исследования во многих областях знания, в которых изучаются все явления и закономерности, происходящие на мировой арене. Именно этот всеохват и должен ответить на один вопрос: куда движется человечество? Многотомник предполагается выпустить в пяти томах. Идея, конечно, очень амбициозна, но Бэттлер как раз и вознамерился сконструировать науку, на основе которой можно было бы ответить на этот вопрос, опираясь на законы и закономерности мировых отношений. Вообще-то эта тематика широко обсуждается в рамках научной дисциплины «Теория международных отношений» (ТМО), авторы которой в той или иной степени касаются и данного «стратегического» вопроса. Но А. Бэттлера как раз и не удовлетворяют проделанные до него исследования. Он подвергает беспощадной критике работы своих предшественников, включая труды и так называемых классиков ТМО. Интересно то, автор, несмотря на разгромную критику своих оппонентов, пытается в каждом разбираемом им теоретике обнаружить нечто ценное, тот его вклад, который можно и нужно вплести в научную конструкцию «Мирологии», создавая всеобъемлющую науку и мире. Следует также отметить, что в поле зрения Бэттлера попали почти все ключевые теоретики США, Англии, ФРГ, Австралии, Японии, Китая и России.
Нестандартность Бэттлера заключается еще и в том, что он включает в исследовательское поле казалось бы чуждые философские понятия «сила» и «прогресс», поскольку убежден, что не владея пониманием сути этих категорий невозможно научно рассуждать о любых аспектах международных отношений даже на уровне дисциплины ТМО, не говоря уже о целостной науке.
Первый том – это фундамент, сцементированный из философии и науковедения, а также онтологических основ, т.е. понятийно-категориального аппарата, охватывающего все виды обществоведческих наук, включая и тематику «Мирологии». Причем «сила» и «прогресс» – понятия, сформулированные автором в его предыдущих двух фундаментальных трудах: «Диалектика силы» и «Общество: прогресс и сила» выходят здесь из философских абстракций на простор международного поля и становятся главными константами всего здания «Мирологии».
Обычно книги такой тематики пишутся так, что не каждый может одолеть текст из-за усложненной наукообразности. Бэттлер, скорее всего, сознательно избегает «тяжелого» текста, увлекая читателя и смыслом и словом, очень напоминающим стиль «Критики политэкономии» Маркса, известного своим сарказмом и беспощадной критикой своих оппонентов. Когда же автор разбирает онтологические корни тех или иных явлений, то меняется и текст: смысл рождает форму изложения, где надо отметить влияние самого почитаемого Бэттлером философа Гегеля. Сочетание марксизма и философской диалектики позволяет автору все явления рассматривать в исторической и диалектической связи. Этот метод, к сожалению, крайне редко встречается среди международников и обществоведов. Научный почерк Бэттлера очень мощен и индивидуален.
И несмотря на всю строгую научность, всеохват тематики и даже трудность философского языка в некоторых главах, «Мирология» является захватывающим путеводителем в мире разума и научного мышления.
Рори Дэй (Rory Day)
США, Нью-Йорк
0 комментариев